Один из самых модных бьюти-ингредиентов прямо сейчас, несмотря на востребованность, все еще вызывает много вопросов у обычных пользователей. Как его получают и безопасно ли это соединение для человека? Какие задачи решает ПДРН в составе «уколов красоты»? И насколько эффективно работает в качестве компонента косметики? Разбираемся с помощью экспертов.
Что такое PDRN и как они работают?
Вещество с непроизносимым названием «полидезоксирибонуклеотид» (ПДРН или PDRN) в последнее время становится чуть ли не синонимом слова «молодость». На самом деле в регенеративной медицине полинуклеотиды (так их тоже называют для краткости) начали использовать довольно давно, а в эстетических клиниках — около 8–10 лет назад. Но трендовым это соединение признали лишь в прошлом году, после воодушевляющих отзывов знаменитостей. О том, что ПДРН помогает восстанавливать и омолаживать кожу, в своих интервью рассказали Дженнифер Энистон, Ким Кардашьян, Doja Cat. Неудивительно, что новый чудо-компонент завирусился в соцсетях и теперь бьюти-фанаты вовсю обсуждают его достоинства и недостатки.
ПДРН активно используют уже более 50 лет. Сначала их задействовали в медицине для ускорения заживления тканей после операций. С 2015 года создаются инъекционные препараты с ПДРН для решения косметологических задач. Сейчас используется уже третье поколение, которое отличается чистотой и размером молекул.
Для простоты это соединение иногда называют «ДНК лосося». Технически такое наименование, конечно, не совсем верное, но суть отражает. Биологически активные молекулы чаще всего получают из очищенной и стерилизованной ДНК, которые выделяют из семенников двух видов рыб семейства лососевых — кеты и форели. Тщательная лабораторная обработка и очистка сводит к минимуму риск попадания в конечный продукт посторонних примесей (белков, пептидов, липидов) и вероятность нежелательных реакций.
Но этот способ не единственный. Есть еще рекомбинантный ПДРН, он синтезируется в лабораториях с помощью генной инженерии и бактерий — например, E. Coli. Его главные плюсы: высокая чистота и стабильность состава. Также существует растительный, или фито-PDRN. В последнее время тестируются и демонстрируют хорошие результаты соединения из водорослей и корней корейского женьшеня.
ПДРН получают с помощью высокотехнологичных методов: выделяют из тканей или синтезируют в лабораториях. Главное, сохранить биологическую активность молекул, чтобы они взаимодействовали с клетками кожи, стимулируя выработку коллагена и восстановление кожи. После отказа от использования плаценты человека в 2000-х из-за этических вопросов стал популярен ПДРН из лосося. ДНК рыб близка человеческой, что обеспечивает биосовместимость. Каждый тип PDRN решает свои задачи. Рыбный — золотой стандарт для восстановления, растительный — выбор людей, которые не используют материалы животного происхождения по этическим или религиозным соображениям, а рекомбинантный — эталон точности в науке.
Татьяна Синицына
технолог-разработчик косметических средств
В чем польза ПДРН для кожи?
«Действие ПДРН основано на эффекте биорепарации — способности полинуклеотидов восстанавливать ткани организма на клеточном уровне, более того — на уровне ДНК. ПДРН буквально замещают микроучастки ДНК, поврежденные в результате фото- и хроностарения, — рассказывает Ирина Беликова. — Также эти соединения участвуют в нейтрализации свободных радикалов, повышают устойчивость клеток к вредным воздействиям. Восстанавливают энергетический потенциал клеток, нормализуя обменные и метаболические процессы. Плюс стимулируют работу фибробластов, которые, в свою очередь, усиливают синтез коллагена и эластина».
Перечислим, что полезного способен сделать ПДРН для кожи лица.
→
Восстанавливает клетки кожи и способствует их обновлению.
Стимулирует заживление тканей, используется для восстановления кожи после повреждений.
→
Активизирует деление фибробластов — клеток дермы, которые вырабатывают структурные элементы кожи: коллаген, эластин, гиалуроновую кислоту. За счет этого ПДРН омолаживает кожу, повышает ее упругость и эластичность, помогает уменьшить морщины.
→
Препятствует деградации эластина.
→
Обеспечивает доставку кислорода и питательных веществ в клетки кожи, тем самым улучшает ее состояние.
→
Ингибирует активность тирозиназы — фермента, отвечающего за выработку пигмента меланина. Этим обусловлена эффективность ПДРН для сокращения гиперпигментации и следов постакне.
→
Улучшает цвет лица, выравнивает тон кожи, тонизирует ее.
→
Является антиоксидантом с двойным действием. Во-первых, защищает клетки кожи от повреждения свободными радикалами. Во-вторых, увеличивает запас собственных антиоксидантов в коже.
→
Помогает уменьшить повреждения в клетках, вызванные ультрафиолетом.
Все эти свойства делают биоактивные молекулы ПДРН перспективным бьюти-ингредиентом.
Среди способностей ПДРН — снижение синтеза пигмента меланина и мощный противовоспалительный эффект. Уровень стресса в клетках снижается и, как следствие, уменьшается кислородное голодание. Происходит укрепление стенок капилляров, улучшение микроциркуляции. Таким образом, ПДРН поддерживает кожу и структурно, и функционально.
Как уже было сказано выше, «инъекции ДНК лосося» — востребованная процедура в клиниках эстетической медицины. Расскажем, какие задачи помогает решить ПДРН в косметологии.
Омолаживает кожу лица
Специалисты, принимавшие участие в объединенных исследованиях, согласны, что инъекции ПДРН успешно применяются для омоложения кожи лица, в области вокруг глаз, в зоне шеи и декольте. Что интересно, в деле улучшения показателей эластичности и увлажненности кожи ПДРН проявил себя лучше гиалуроновой кислоты.
Чрескожное введение препаратов с «ДНК лосося» считается полноценной антивозрастной процедурой за счет таких свойств:
Есть мнение, что инъекции ПДРН пригодятся для подготовки кожи к другим косметическим процедурам (например, к лазерной терапии) и даже к хирургическим вмешательствам. Помогут сократить время регенерации кожи, снизить риск образования рубцов.
«Эффект от биорепарации ПДРН накопительный, — предупреждает Ирина Беликова. — Одна процедура хорошо, но для омолаживающего эффекта лучше пройти курс. Количество процедур зависит от выраженности эстетических проблем. Обычно это 2–4 сеанса раз в 2–3 недели. Но точно вам скажет врач на консультации».
После курса ПДРН пациент получает мощную дозу омоложения — сияющую, гладкую и упругую кожу. Уменьшается пигментация, выравнивается тон, застойные пятна становятся менее заметными, исчезают темные круги под глазами, разглаживаются морщинки, подтягивается овал лица.
В ходе тех же объединенных исследований выяснилось, что препараты с ПДРН хорошо работают в составах для биоревитализации кожи головы. Они перспективны для укрепления волосяных фолликулов и стимуляции роста волос, утолщения истонченных волос. Эффективность лечения кожи головы повышается, если применять ПРДН в комплексе с карбокситерапией и средствами с содержанием биотина.
Уменьшает растяжки
Также недавно было подтверждено, что инъекции ПДРН могут сыграть не последнюю роль в коррекции растяжек и в уменьшении дряблости кожи тела. Для этого процедуры необходимо сочетать с лазерным и химическим пилингами, препаратами гиалуроновой кислоты.
Препараты ПДРН чаще всего монокомпонентны, в них содержатся полинуклеотиды в разных концентрациях. Также есть комплексы с витамином С, глутатионом, аминокислотами. Хорошо работает комплекс ПДРН с гиалуроновой кислотой: он помогает лучше увлажнить кожу, поддержать ее межклеточный матрикс.
Сегодня производители пытаются задействовать эффект ПДРН и в косметических средствах для домашнего ухода. Но действительно ли эти молекулы работают? Большинство исследований подтверждают эффективность ДНК лосося в таких случаях:
→
при введении напрямую в дерму с помощью инъекций;
→
при топическом нанесении непосредственно на поврежденные участки, если кожный барьер был нарушен из-за механической травмы (раны, царапины, следы после инвазивных бьюти-процедур).
Низкая молекулярная масса позволяет ПДРН проникать в кожу и «общаться» с клетками. Это соединение действует как сигнальная молекула: активирует рецепторы, ответственные за восстановление тканей, стимулирует выработку коллагена и подавляет воспаление.
Татьяна Синицына
технолог-разработчик косметических средств
Улучшить проникновение молекул ПДРН глубже в кожу (в пределах эпидермиса) можно, например, при помощи дермароллера либо включения в состав компонентов-проводников, таких как липосомы, или компонентов-энхансеров, помогающим активным компонентам продукта проникать лучше.Но даже если молекулы ПДРН в косметике работают только на поверхности кожи, они все равно способны улучшить ее состояние по нескольким параметрам. Так, участники одного из исследований в течение 12 недель пользовались кремом с ДНК лосося в концентрации 3%. В результате повысились эластичность кожи и уровень ее увлажненности, уменьшилась трансдермальная потеря влаги. Более 90% испытуемых признались, что их кожа стала менее шероховатой на ощупь.
Преимущество косметики с ПДРН перед инъекциями — снижение риска побочных эффектов, так как средство наносится на поверхность кожи, а не вводится в ткани. Плюс можно использовать продукт в домашних условиях. Но если сравнивать с инъекциями, то эффективность может быть ограничена, ведь молекулы не проникают так глубоко в кожу.
Татьяна Синицына
технолог-разработчик косметических средств
Какие бывают косметические продукты с PDRN?
Чаще всего PDRN в косметике используют в составе сывороток и кремов для лица и кожи вокруг глаз. В основном это продукты из антивозрастных и омолаживающих линий. Полинкулеотиды в косметике могут дополнять такими ингредиентами:
пептиды-миорелаксанты, которые разглаживают морщины наподобие инъекций ботулотоксина;
фруктовые кислоты в качестве обновляющего компонента;
церамиды, масла растений и постбиотики для укрепления эпидермального барьера;
антиоксиданты (витамины С и Е, ресвератрол, экстракты растений) для профилактики ранних признаков старения.
Содержание ПДРН в магазинной косметике, как правило, не превышает 0,5–2%. В косметических формулах это вещество присутствует в виде смеси из молекул воды, бутиленгликоля и дезоксирибонуклеата натрия (Sodium DNA). Поэтому в списке ингредиентов аббревиатуру ПДРН или слово «полидезоксирибонуклеотид» вы вряд ли обнаружите. Но это не значит, что модного компонента там нет.
Как правильно использовать косметику с PDRN?
Схема ухода с применением ПДРН стандартная. Первый этап — очищение по типу кожи, затем нанесение тоника, после чего — сыворотка или крем с ДНК лосося, биотехнологически полученным ПДРН или растительным аналогом. Средство наносится по массажным линиям от центра лица к контурам. Что такое массажные линии и где их искать, мы рассказали в этой статье. А вот в этом материале вы можете прочитать, какое именно количество бьюти-средства лучше всего наносить на кожу. Как мы уже отмечали выше, PDRN дружит с большинством популярных активов.
Побочные эффекты и меры предосторожности
Выше мы уже писали о том, что полинуклеотиды для кожи считаются безопасными. ПДРН имеет хороший дерматологический профиль. Среди побочных эффектов после инъекций пациенты иногда отмечают появление гематом и зуд в местах проколов. Такие симптомы могут возникнуть после любых уколов, чаще всего не требуют вмешательства врача и проходят примерно за неделю.
«Поскольку классический PDRN получают из ДНК лосося или форели, он может спровоцировать реакцию у людей с аллергией на рыбу, — предупреждает Татьяна Синицына. — Если она у вас есть, обязательно предупредите своего врача-косметолога. А перед применением домашнего продукта проведите патч-тест на сгибе локтя или выберите альтернативу: растительный или биотехнологический PDRN».
Среди противопоказаний к инъекциям ПДРН:
→
активное воспаление — акне, инфекции, открытые раны;
→
герпес, экзема, бактериальные инфекции в стадии обострения;
→
аутоиммунные заболевания (требуется консультация с врачом).
«Что касается периода беременности и грудного вскармливания, исследования влияния PDRN на плод и грудных детей пока не завершены, — говорит Татьяна Синицына. — Хотя компонент работает локально и не проникает в кровоток, врачи рекомендуют избегать инъекционных методик (мезотерапия, биоревитализация) и косметики с высокой концентрацией PDRN в этот период».
* При написании статьи мы использовали следующие источники:
1
Squadrito F, Bitto A, Irrera N, Pizzino G, Pallio G, Minutoli L, Altavilla D. Pharmacological Activity and Clinical Use of PDRN. Front Pharmacol. 2017 Apr 26;8:224. doi: 10.3389/fphar.2017.00224. Erratum in: Front Pharmacol. 2022 Nov 21;13:1073510. https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC5405115/
Sun Mee Shin, Eun Joo Baek, Kwang Ho Kim, Kwang Joong Kim, Eun Joo Park. Polydeoxyribonucleotide exerts opposing effects on ERK activity in human skin keratinocytes and fibroblasts. Molecular Medicine Reports, August 2023, Volume 28, Issue 2. https://www.spandidos-publications.com/10.3892/mmr.2023.13035#
4
Kyu‑Hee Hwang, Ji‑Hee Kim, Eun Young Park, Seung‑Kuy Cha. An effective range of polydeoxyribonucleotides is critical for wound healing quality. Molecular Medicine Reports, December 2018, Volume 18, Issue 6. https://www.spandidos-publications.com/10.3892/mmr.2018.9539
5
Aawrish Khan, Guobao Wang, Feng Zhou, Lunli Gong, Jun Zhang, Lili Qi, Haiyan Cui. Polydeoxyribonucleotide: A promising skin anti-aging agent. Chinese Journal of Plastic and Reconstructive Surgery, Volume 4, Issue 4, 2022, Pages 187-193. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2096691122000723?via%3Dihub
6
Consensus report on the use of PN-HPT (polynucleotides highly purified technology) in aesthetic medicine& Maurizio Cavallini, Emanuele Bartoletti, Laura Maioli, Alberto Massirone, Isabella Pia Palmieri, Marco Papagni, Maurizio Priori, Gloria Trocchi. Journal of Cosmetic Dermatology, Volume 20, Issue 3, March 2021, Pages 922-928. https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/jocd.13679
7
Lee, Y. J., Kim, H. T., Lee, Y. J., Paik, S. H., Moon, Y. S., Lee, W. J., … Won, C. H. (2020). Comparison of the effects of polynucleotide and hyaluronic acid fillers on periocular rejuvenation: a randomized, double-blind, split-face trial. Journal of Dermatological Treatment, 33(1), 254—260. https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/09546634.2020.1748857
Effect of DNA from salmon milt on human skin conditions. T.-F. Hsu, M.-F. Wang, H. Sekido, H. Hirahara, Y. Hoshino, A. Honmura, R. Akita, S. Yamamoto, H. Enari. International Journal of Cosmetic Science, Volume 32, Issue 2, April 2010, Pages 165-165. https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/j.1468-2494.2010.00551_6.x
Здравствуйте! Мы используем cookies. Cookies информируют нас о страницах сайта, которые вы посещаете, позволяют измерить эффективность рекламы и поиска, а также сделать необходимые выводы о взаимодействии с сайтом в целях улучшения коммуникации и продуктов. Узнайте больше о политике CookiesОткроется в новом окне.